Наши

Тематика

Правовой ЛИКБЕЗ [4]
ЖКХ [16]
Банковские кредиты [23]
Собственность [8]
Точечная (уплотнительная) застройка [4]
Местное Самоуправление [8]
Обучение и семинары [3]

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 18.04.2024, 13:17
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS


Материалы сайта

Главная » Статьи » Местное Самоуправление

НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО, ЧТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
Непосредственная власть народа, местное самоуправление — это понятия, которые сейчас широко обсуждаются, и недаром — благодаря их большой социальной значимости. Однако много вопросов и путаницы возникает из-за распространённого смешивания этих понятий. Путают ОРГАНЫ местного самоуправления и собственно местное самоуправление. Также часто путают местное самоуправление с НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ властью народа. Всё это формы власти, вроде бы, и близкие, но в то же время вполне различные, имеют разное правовое наполнение. Как властные инструменты они должны применяться народом каждый по своему назначению, там где они наиболее эффективны, а при их взаимодействии (и, тем более, конфликте) нужно чётко понимать, какая из форм имеет приоритет над другой, и как народ как единственный источник власти в Российской Федерации (согласно ст. 3 Конституции РФ) может поставить на место своих, порой, зарвавшихся слуг — чиновников, работающих в качестве должностных лиц народом же созданных ОРГАНОВ.

Итак, прежде всего, разберёмся с ОРГАНАМИ. Согласно ч.2 той же ст. 3 Конституции РФ, «народ осуществляет свою власть НЕПОСРЕДСТВЕННО, а также через ОРГАНЫ государственной власти и ОРГАНЫ местного самоуправления».

Во-первых, отсюда следует, что народ вправе делегировать свою ВЛАСТЬ отдельно выделенным ОРГАНАМ, однако он также вправе осуществлять её и НЕПОСРЕДСТВЕННО, без всяких органов. При этом формулировка «народ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ» (в отличие от «может осуществлять»), и связка «а также» свидетельствует о том, что одно не исключает другое, т. е. народ, делегировавший свою ВЛАСТЬ соответствующим ОРГАНАМ, не теряет права одновременно с этим осуществлять её и НЕПОСРЕДСТВЕННО. Если быть более точным, то народ не «вправе осуществлять», а именно «осуществляет» свою власть НЕПОСРЕДСТВЕННО (как это чётко сказано в Конституции) — постоянно и непрерывно, только делает он это большей частью в пассивной форме (молчаливого одобрения/непротивления), иногда в особых случаях применяя ограниченно активную форму «негативного гражданского согласия», проявляя таким образом своё отношение к некоторым властным инициативам. Народ может проявлять свою НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ и в других формах (не считая референдумов, которых не было со времён принятия Конституции, и ныне мало эффективных выборов), но почему-то он об этом часто забывает (о том, какие ещё есть формы, мы поговорим в следующих статьях).

Любой ОРГАН (будь то выборный или назначаемый) является ОПОСРЕДУЮЩИМ фактором. Т.е. когда народ делегирует свою власть некоторому ОРГАНУ и уже этот ОРГАН реализует эти (принятые им от народа) ВЛАСТНЫЕ полномочия, это является формой ОПОСРЕДОВАННОЙ власти народа (в противовес НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ власти народа) — от имени народа (облечённый его властью) действует некоторый ОРГАН, а не сам народ непосредственно.

Во-вторых, ст. 3 Конституции РФ допускает только две формы ОПОСРЕДУЮЩИХ властных ОРГАНОВ: это ОРГАНЫ местного самоуправления и ОРГАНЫ государственной власти. Полномочия между ними строго разграничены, ОРГАНЫ местного самоуправления не входят в систему ОРГАНОВ государственной власти, в пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ). Полномочия ОРГАНОВ местного самоуправления ограничены вопросами местного значения, список которых перечислен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Когда народ осуществляет свою власть НЕПОСРЕДСТВЕННО (т.е. не делегируя её ни тем, ни другим ОРГАНАМ), в этом случае его полномочия не ограничены каким-либо конкретным кругом вопросов. Поскольку народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, его волеизъявление в НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ форме является высшей формой ВЛАСТИ. Решения, принятые в порядке осуществления народом своей власти НЕПОСРЕДСТВЕННО выше любых решений ОПОСРЕДОВАННЫХ властных органов.

Необходимо учитывать и то, что прилагательное «НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ» используется в законодательных документах многообразно и с разным значением, в зависимости от того, в составе каких составных терминов оно применяется. Рассмотрим основные примеры такого употребления, которые нельзя путать с НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ народа, как она определяется в ст. 3 Конституции РФ.

А) НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ управление СОБСТВЕННИКАМИ помещений в многоквартирном доме. Этот термин вводится в Жилищном Кодексе РФ [3] (ст.ст. 161, 164) и относится к отношениям между СОБСТВЕННИКАМИ помещений в многоквартирном доме и обслуживающими дом организациями. Субъектами отношений здесь выступают не ГРАЖДАНЕ РФ, не жители, проживающие на соответствующей территории, а исключительно СОБСТВЕННИКИ (напомним, что Конституция РФ не наделяет СОБСТВЕННИКОВ властными полномочиями — ни по-отдельности, ни совместно). Поэтому к вопросам местного самоуправления и уж тем более к вопросам осуществления народом своей ВЛАСТИ в НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ форме, эти положения ЖК РФ отношения не имеют.

Б) НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ осуществление населением МЕСТНОГО самоуправления. Такая формулировка используется, в частности в названии Главы 5 ФЗ №131 («Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления»). Вводится она в  ч. 2  ст. 1 данного закона: «Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая ... самостоятельное и под свою ответственность решение населением НЕПОСРЕДСТВЕННО и (или)  через органы МЕСТНОГО самоуправления вопросов МЕСТНОГО значения...». Как видим, здесь также противопоставляется НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ и ОПОСРЕДОВАННАЯ (через соответствующие ОРГАНЫ) форма осуществления народом МЕСТНОГО самоуправления. Таким образом, НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ форму реализации власти народа (в общем виде заложенную в ст. 3 Конституции РФ) можно подразделить по кругу поднимаемых вопросов (по сфере деятельности) на НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ власть по вопросам местного значения (тогда это будет НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ осуществление народом МЕСТНОГО самоуправления) и по вопросам общегосударственного значения. В первом случае аналогом соответствующей ОПОСРЕДОВАННОЙ формы будут ОРГАНЫ местного самоуправления, а во втором — ОРГАНЫ государственной власти. Таким образом, НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ осуществление населением МЕСТНОГО самоуправления не может выходить за рамки вопросов МЕСТНОГО значения, осуществление же населением своей ВЛАСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННО — возможно по неограниченному кругу вопросов, решение по коим будет окончательным и имеющим приоритет перед решениями любых ОРГАНОВ государственной власти или местного самоуправления.


В) НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ осуществление населением ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО самоУПРАВЛЕНИЯ (ТОС) (ч. 2 ст. 27 ФЗ №131). Исходя из содержания понятия ТОС ясно, что ни к НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ осуществлению народом своей ВЛАСТИ (ст. 3 Конституции РФ), ни к НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ осуществлению населением МЕСТНОГО самоУПРАВЛЕНИЯ (ст. 1 ФЗ №131) данная формулировка отношения не имеет (подробнее мы рассмотрим это в следующей статье), поэтому путать эти понятия недопустимо. Перефразируя известную пословицу, можно повториться: «Не всё то золото, что НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ».

Разница между понятиями местного самоуправления и ОРГАНОВ местного самоуправления также прозрачна. Первое шире по возможностям и полномочиям, включая в себя и возможность НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ власти народа по вопросам МЕСТНОГО значения, второе ограничено только ОПОСРЕДОВАННОЙ формой и кругом вопросов МЕСТНОГО значения. Читая Конституцию РФ, ФЗ №131 и другие законы следует внимательно следить за тем, какой из этих двух терминов употреблён и каковы следствия такого употребления. Например, разница чётко прослеживается в определениях из ч. 1 ст. 2 ФЗ №131 следующих терминов: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, внутригородская территория города федерального значения, муниципальный правовой акт, а также во многих других терминах и формулировках этого закона.

В ч. 1 ст. 3 ФЗ-131 конкретизируются формы НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ населением местного самоуправления — это местные референдумы, муниципальные выборы, и иные формы прямого волеизъявления, противопоставляя их ОПОСРЕДОВАННОМУ УЧАСТИЮ в местном самоуправлении «через выборные и иные органы местного самоуправления». Отличие НЕПОСРЕДСТВЕННОГО осуществления власти от ОПОСРЕДОВАННОГО определяется здесь по признаку «прямого волеизъявления», т.е. то, что является прямым волеизъявлением, то НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ форма,  остальные — относятся к ОПОСРЕДОВАННЫМ. То же самое подтверждается и в ч. 2 ст. 130 Конституции: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ, через выборные и другие органы местного самоуправления.»

Итак, возвращаясь к Главе 5 ФЗ №131, формулировка «Формы НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ населением местного самоуправления и УЧАСТИЯ населения в осуществлении местного самоуправления» определяет совместно и НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ форму осуществления населением местного самоуправлении, и ОПОСРЕДОВАННУЮ (взаимодействие с ОРГАНАМИ местного самоуправления или УЧАСТИЕ в них). Здесь подробнее раскрываются конкретные формы осуществления населением местного самоуправления, которые перечислены в ч. 2 ст. 130 Конституции РФ. Так, в ч.1 ст. 22 ФЗ №131 ещё раз подтверждается, что местный референдум является НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ формой. Муниципальные выборы — также НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ форма (согласно ст. 3 Конституции РФ), однако в ст. 23 это не акцентируется. Избранные же в результате таких выборов лица формируют органы, в свою очередь реализуют ОПОСРЕДОВАННУЮ форму осуществления народом местного самоуправления. Описываемые в ст. 24 ФЗ №131 виды голосования по различным вопросам, следуя этой логике, также относятся к категории прямого волеизъявления и являются формой НЕПОСРЕДСТВЕННОГО осуществления народом местного самоуправления, хотя впрямую в данной статье это не сказано. Ст. 25 ФЗ №131 описывает сход граждан являющийся (согласно ст. 45) аналогом местного референдума для поселений с численностью жителей не более 100 человек. Однако о том, что данная форма местного самоуправления является НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ в этой статье также не сказано; при этом указано, что «сход граждан осуществляет полномочия представительного ОРГАНА муниципального образования» (т.е., не является органом, а осуществляет полномочия такового, что не противоречит квалификации данной формы как НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ).

Резюмируя, призываем всех, кто занимается правовыми вопросами (а так или иначе, с этим каждый из нас сталкивается каждодневно при защите своих интересов), обратить внимание на использование механизма местного самоуправления. Даже без создания какого-либо органа, просто на уровне принятия решения НЕПОСРЕДСТВЕННО населением можно эффективно решать широкий круг вопросов — начиная с защиты своего многоквартирного дома от уплотнительной застройки и заканчивая организацией работы школ и других муниципальных учреждений на своей территории, разрешения или запрета деятельности на своей территории коммерческих и некоммерческих организаций (например, ТСЖ), поддержки любых форм самоорганизации населения (например, в сфере потребительской кооперации) и многое другое. При необходимости для решения отдельных вопросов население вправе создавать и ОРГАНЫ местного самоуправления.

Наиболее эффективно и практически целесообразно сейчас организовывать местное самоуправление на уровне МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, т. е. наиболее приближенно к гражданам, к их потребностям — в этой области как раз существует большой пробел, который нам совместными силами предстоит восполнить. А привычка ко внимательности при чтении законодательных актов, различения похожих понятий (таких как МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ТОС, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ народа, ОРГАНЫ власти) нам поможет грамотно организовать свою работу, не делать досадных ошибок, и даже научиться проникать в замыслы законодателя, ведь вся соль часто кроется в таких вот «мелочах». И тогда нам легче будет реализовывать в своих интересах наше не такое уж и плохое действующее законодательство, преодолевая искусственную пропасть между «de jure» и «de facto».

 

Кружков О.А.
и.о. председателя Общественного движения
«За Социальный заказ и Социальный договор»
г. Санкт-Петербург

обращаться в Координационный совет Местного самоуправления:
8 (921) 394-39-06 - Кирпита Александр Петрович,
8 (911) 810-06-98 Андрущенко Николай Степанович,
(812) 645-07-30 - Литвинов Владимир Константинович,
(812) 649-22-05 - Кружков Олег Александрович

Категория: Местное Самоуправление | Добавил: Hёlg (12.07.2011)
Просмотров: 2452 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]